Мой дед, отец моей мамы, Кремер Роберт Самуилович, 1897 года рождения, уроженец города Саратова, немец, до ареста работавший начальником химслужбы Киевского райсовета Осоавиахима города Москвы, был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам итл. Умер в 1939 (?) году в Магаданских лагерях(?). в 1955 году реабилитирован посмертно. Этот блог посвящен моему личному расследованию его судьбы.

понедельник, 23 мая 2011 г.

много за эти дни

Действительно много за эти дни. Вновь и вновь я убеждаюсь, что для ведения полноценного поиска одного желания мало. Нужна система, план и уверенность, что все получится. Я бывала на форумах, консультировалась со своим сыном - выпускником об особенностях РККА, 1918 и 1938 года. Было много, позже напишу. Я отправила в Саратовский архив запрос. И, самое главное, "нашла" у матушки несколько фотографий и письмо моего деда из лагеря. Хочу без чувств про это написать. Попробую завтра. Сейчас не получается. Я вижу папиросную бумагу, исписанную красивым ровным, и немного даже изящным почерком. Мне поначалу страшно брать это в руки: вдруг рассыпется и тогда все, опять никаких материальных следов. Но я смотрю. Местами карандаш потерт, местами буквы расплылись, но штампы четкие и словно свежие, правда цифра размыта, цифра черного, яркого контрастного цвета.5-е? 6-е или какое отделение? 1-го спецотдела НКВД СССР (это четко видно). Судя по входящему номеру, "вошло" оно, если опираться на документы тогда, когда его уже среди живых не было. 25 июня 1939 года. А он, согласно документам, в феврале скончался, этого же года. Правда свидетельство о смерти датировано 1951. Где там детективы? Что они скажут на такие несоответствия?
Подписано 9.11.38. Вроде был жив. Цензура проверила 21.11.38. Наверное тоже. Был жив.
Письмо написано изящным почерком, без грамматических ошибок. Народному Комиссару Внутренних Дел Союза С.С.С.Р. от заключенного забойщика....Пока не могу без эмоций....
В письме пометки красным карандашом (наверное, это что-то сродни смертному приговору), т.к. подчеркнуты следующие фразы: "Кремер Роберта Самуиловича", "ОСО", "пересмотре", "под давлением следствия данный материал мною был подписан.."

Комментариев нет:

Отправить комментарий